четверг, 14 июня 2012 г.

Барокко

Барокко (от итальянского barocco – «причудливый, вычурный») – один из самых пышных и красочных стилей – зародился в конце XVI века в Италии. При его оформлении базисами послужили стилистические каноны эпохи Возрождения и постулаты античного искусства, сдобренные изысканностью форм, блеском позолоты и лакировкой декора.

 Пышность и помпезность барокко как нельзя лучше соответствовали стремлению сильных мира сего продемонстрировать свое величие и богатство. Поэтому вскоре барокко распространился по всей Европе. Во Франции он надолго стал официальным королевским стилем, обозначая некоторыми стилистическими изменениями сроки правления монархов (от раннего барокко до позднего барокко Людовика XV).

 В дизайне интерьера Барокко стремится к величию и пространственному размаху.
Мебель в стиле барокко была призвана не столько для комфорта, сколько для украшения пространства помещений. В мебельных силуэтах того времени прослеживалось стремление обыграть античные архитектурные формы (колонны, архитектурные декоративные элементы). Однако в отличие от академизма античных линий, барокко проповедовал энергичные, криволинейные силуэты, изогнутые поверхyости. Мебель изобиловала яркими, запоминающимися деталями, которые имели античные корни.
Пышное, патетическое барокко было призвано прославлять абсолютную власть монарха и возвеличивать церковь. Родителем стиля барокко можно по праву считать античный стиль. Не отставали и архитекторы-градостроители. Они стали строить пышные дворцы и виллы, окруженные грандиозными парками. Каждое растение в них «знало свое место». Деревья и кусты стригли в виде конусов, овалов; цветочным клумбам придавали форму причудливых завитков. Блестящим примером барочного ансамбля является Версальский Дворец. Французское барокко наиболее изящно. Его формы не просто пышные, а роскошные, величавые, своеобразные.

Стены богатых дворцов затягивали дорогими тканями, украшали лепниной или резным деревом. В личных покоях любили вешать на стены шикарные гобелены. Потолки расписывали искусные живописцы. Самыми популярными барочными цветами интерьера были белый в сочетании с золотым. Модны были цветочные орнаменты. На смену спокойным классическим формам кругов и овалов приходят извилистые спирали. Поверхность мебели и предметов интерьера теряет свою гладкость и становится шершавой, выпукло-вогнутой, сверху покрытой лаком.
В практику мебельщиков широко входит фанерование и техника деревянного набора. Вместо дуба все чаще для изготовления мебели используется мягкий орех, более пригодный для резьбы и полировки. Дерево обыкновенно сплошь покрывали позолотой. В качестве декора применяли бронзовые позолоченные накладки. По мере развития нового стиля осваивались такие отделочные материалы как слоновая кость, черепаший панцирь, фарфор, перламутр, зеркало, каменная мозаика.
Мебель для сидения – стулья, кресла, диваны – утратила прямые формы, в частности, изменились ножки. Они стали изогнутыми, что придало мебели легкость. Саму мебель обивали дорогими тканями, декорировали позолотой и бахромой. В эпоху барокко появляются первые мебельные комплекты и входят в обиход шезлонги, кресла с сильно отогнутой спинкой и удлиненным сиденьем для вытянутых ног. Диваны напоминают несколько соединенных друг с другом кресла. Их обивка была яркой, из богатой декоративной ткани. Верхний край спинки дивана делали волнистым.
Столы эпохи барокко покрывали массивной столешницей из цветного мрамора или мозаики. Форма их могла быть любой, но самыми модными считались круглые и прямоугольные столы. Особенно замечательны ножки барочных столов – богато инкрустированные, в виде женских фигур или с головами львов и баранов, поддерживающих столешницу. Края столов украшались богатой резьбой и инкрустацией. Очень популярны были и консоли на двух ножках. Консольные столики ставили у стены. Они носили чисто декоративный характер. Над консолью устанавливали зеркало.

 Кровать в эпоху барокко была одним из наиболее пышно убирающихся предметов интерьера. Гостей часто принимали лежа в постели, поэтому постепенно кровать приобрела форму шатра с обилием занавесей, драпировок и украшений.

 Кабинеты и секретеры украшались резьбой и изысканной отделкой. Еще одна новинка в мебельном деле – комод с выдвижными ящиками. Большое распространение получили напольные часы, украшенные бронзой, витрины, постаменты для скульптур, двухстворчатые шкафы. Точеные ножки крепко держали массивную мебель. Необходимым предметом любой спальни стал и туалетный столик со стоящим на нем большим зеркалом.

 Стиль барокко отражал веяния своей эпохи. Это величие монаршей и аристократической власти, выраженной в величественной архитектуре, пышной отделке интерьеров, позолоченной мебели, блеске и роскоши образа жизни. В бесконечных завитках, массе драгоценных материалов была заключена власть. Теперь стиль барокко ассоциируется с музейным стилем. Жить в такой обстановке тяжело – слишком давит обилие позолоты и орнаментов.
И хотя галантный век давно минул, пышность и роскошь барокко нашли ценителей и среди наших современников. Дворцовая мебель барокко до сих пор осталась для массового сознания наиболее "роскошными" и представительными художественными стилями дворцовой мебели.

Комментариев нет:

Отправить комментарий