Конец света, ожидаемый в 1000 году, так и не состоялся, и мрачные оборонные романские постройки сменились яркими, экспрессивными, ажурными, рвущимися ввысь формами готики.
В это время начинают уже остеклять окна, сначала появляются круглые оконные стекла в свинцовом обрамлении, из выпуклого стекла, занавесей же еще нет. В окнах соборов господствуют витражи - картины из кусочков цветного стекла, которые, пропуская сквозь себя солнечные лучи, создавали настоящую "симфонию света и цвета".
Картины для украшения комнат используются редко, широко распространена настенная живопись, позднее появляется письмо масляными красками, главным образом портретная живопись, и гравюра по дереву. Потолки обычно деревянные, имеют балочную конструкцию, или, как в Англии, это потолок с открытыми, прекрасно оформленными стропилами. Наряду с балочными потолками встречаются также потолки, облицованные досками, гладкие или часто расчлененные рейками и украшенные декоративной росписью. Во Франуии и в Англии центром.интерьера был богато оформленный камин; в Германии уже с середины XV века в интерьере начинают играть большую роль кафельные печи.
Мебель традиционно последовала за своей "старшей сестрой" - архитектурой. В предметах обихода господствует копирование в дереве церковной архитектуры, не всегда органичное и противоречащее характеру материала. Каркасы украшаются архитектурными членениями: стрелами, башенками, поперечными ребристыми элементами, а также изображениями фигур. Не удивительно, что на многих готических кроватях и шкафах воспроизводятся даже амбразуры. Орнамент также был геометрически точным, не гармоничным к фактуре дерева. Всё это придавало изделию ажурность и лёгкость, свойственную готическим соборам, хотя стоит признать, что орнаментика была слегка перенасыщена.
Зато в готический период возникают прототипы всех основных видов мебели. Забытая со времён античности рамочно-филеночная вязка вновь активно используется, чему способствует появление в 1322 году лесопильни. Теперь не надо было сбивать тяжеловесную мебель из толстых брусков. Тонкие и лёгкие доски позволяли конструировать новые формы во всём их разнообразии. Сами филенки становятся излюбленным элементом декора (ажурный и лиственный орнаменты, ленточные плетения).
Варианты готического стиля можно разделить на две группы: северную (Нидерланды, Франция, Англия и Северо-Западная Германия) и южную (южная Германия, Швейцария, Австрия). Северная готика оказалась более живучей и в некоторых странах просуществовала до 15 в. включительно.
Здесь использовались более твёрдые породы древесины, поэтому широко применяется резьба по дереву, и, как следствие мебель, принимает почти архитектурные формы.
На юге же применялись в основном полутвёрдая, хвойная древесина, и распространён неглубокий резной орнамент с многочисленными растительными элементами. Эта неглубокая резьба часто окрашивается в красный и зелёный цвета. В Италии от готического стиля переняли в основном орнаментику, но все острые "готические" углы обычно сглаживали.
Кровати в готический период продолжают украшаться балдахинами, либо встраиваются прямо в стену для защиты от холода.
Мебель для сиденья всё ещё стоит у стен и чаще всего представлена традиционными скамьями, либо сундуками. Представительные кресла (стулья) остаются всё такими же неудобными. Гладкое дощатое сиденье имеет форму сундука. Оно довольно жёстко, не позволяет отвести ноги назад, а прямая резная спинка тоже комфорта не добавляла. Впрочем, были и некоторые достоинства "сиденья-ящика": поставленный возле кровати он с успехом заменял домашний клозет. Имеются, правда, и более удобные стулья, выполненные на базе старых складных. Появляется и вращающийся стул (т.н. Лютеранский). Столы приобретают более стабильные и разнообразные формы. Самым характерным является стол с торцовыми стенками, сильно выступающей столешницей, с глубоким выдвижным ящиком. В конторах торговцев и банкиров начинают появляться письменные столы с поднимаемой столешницей, под которой было много маленьких ящиков, а иногда и просто скрытое пустое пространство.
Несмотря на то, что сундук остаётся основным видом мебели в домах знати, его внук - шкаф постепенно завоёвает популярность.
Наиболее разнообразны шкафы для посуды: буфет, креденца и дрессуар. В буфет, состоявший из разделённых дощатых досок (иногда обтянутых тканью), ставилась золотая и серебряная (у кого поскромней - оловянная) посуда. Креденца - первоначально алтарная церковная мебель - стала популярна у мирян, как хранилище напитков и посуды. Дрессуар же представлял собой разновидность французской открытой подставки для тарелок на высоких ножках.
По сути дела, возникновение шкафа стало символом заката средевекового образа мысли. До тех пор человек не был привязан к своему жилищу, не ощущал свой дом домом в нынешнем понимании этого слова. Появление шкафа свидетельствовало о том, что человек прочно обосновался в своем доме, что дом для него теперь - не просто временное пристанище, откуда можно уехать в любой момент, погрузив сундуки с утварью на телегу. Обитатели средневекового города первыми обрели чувство постоянной крыши над головой, первыми начали связывать помыслы не с грядущим райским блаженством, а с удобством и богатством, которые стало реально достичь в земной жизни. Шкаф стал символом того, что владелец дома не просто обладает домашней утварью - он раскладывает ее так, чтобы ему самому было удобно пользоваться ею. Ключевым здесь является слово "удобство", не характерное для прагматичной и суровой эпохи раннего средневековья.
Горожане первыми в Средние века сменили жизненные ориентиры и ценности. Их благосостояние зависело не только от воли Божьей, но и от собственного трудолюбия. Горожанин быстро научился ценить свой дом и себя самого. Именно это стало переломным моментом в психологии Средневековья - осознание человеком своего "Я", своей ценности, своей исключительности.
Сам готический стиль, возродив к жизни забытое мастерство, впоследствии практически не использовался. После его яркого "прорыва в пространство" человечество вновь обращается к античной традиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий