Эклектика ( от греческого eklektikos - выбирающий ) в дизайне
интерьеров - сочетание разнородных по стилю, происхождению,
противоположных по художественному смыслу, "несовместимых" элементов
архитектурного декора, вещей, произведений искусства, "выпадающих" из
условного стилистического единства интерьера.
Эклектика - характерный признак перелома, когда эстетические нормы организации уходящего в прошлое образа жизни уже не удовлетворяют человека, а новые еще не сложились. Так было на рубеже XIX и XX веков, когда чисто внешнее и часто поверхностное усвоение одних признаков художественних стилей и их нетворческое соединение в зданиях и домашней утвари выполнялось с пестротой, исключавшей органическое развитие стиля: слепое подражание историческим образцам вело к безликой имитации и потере здорового вкуса.
Аналогичные примеры можно видеть и в интерьерах наших дней - беспринципное перечисление случайных форм, бездумно копирующих и совмещающих образы посмодерна, хай-тека и других модных течений, порождает однообразие перебивающих, гасящих друг друга впечатлений.
Однако считать эклектику явлением только отрицательным неправильно.
Во-первых, она почти неизбежна: даже задуманная в одном стилистическом ключе модель интерьера сплошь и рядом вступает в конфликт с обликом ее предметного наполнения - вещей, несущих на себе знак времени, условий производства или, наконец, индивидуального вкуса хозяина. Так современная электроника является непременной принадлежностью и концептуальных, и отделанных под ретро квартир, где картины под старину, стилизованная мебель должны органично сочетаться домашним кинотеатром, сплит системой и другими атрибутами любого современного жилья.
Во-вторых, желание и необходимостьиспользовать в одном
интерьере компонентов декора и оборудования с противоречивыми
визуальными характеристиками привело к повышению профессионального
мастерства проектировщиков, разработке особых технологий эстетической
совместимости разнородных смыслов и впечатлений.
Среди них - построение в пределах общей интерьерной концепции мини-композиций одного стиля внутри другого, где соединяются контрастные фрагменты и комбинации; сопоставление отрицающих друг друга деталей по отдельным признакам ( близость размеров, единство цвета, сходство членений и т. д. ).
Таким образом, в дизайне интерьеров эклектика перестает быть свидетельством неумелости или творческой ограниченности автора, но приобретает новое качество - осмысленного поиска средств художественного синтеза объектов и форм, внешне не подлежащих совместному эстетическому существованию.
Эклектика - характерный признак перелома, когда эстетические нормы организации уходящего в прошлое образа жизни уже не удовлетворяют человека, а новые еще не сложились. Так было на рубеже XIX и XX веков, когда чисто внешнее и часто поверхностное усвоение одних признаков художественних стилей и их нетворческое соединение в зданиях и домашней утвари выполнялось с пестротой, исключавшей органическое развитие стиля: слепое подражание историческим образцам вело к безликой имитации и потере здорового вкуса.
Аналогичные примеры можно видеть и в интерьерах наших дней - беспринципное перечисление случайных форм, бездумно копирующих и совмещающих образы посмодерна, хай-тека и других модных течений, порождает однообразие перебивающих, гасящих друг друга впечатлений.
Однако считать эклектику явлением только отрицательным неправильно.
Во-первых, она почти неизбежна: даже задуманная в одном стилистическом ключе модель интерьера сплошь и рядом вступает в конфликт с обликом ее предметного наполнения - вещей, несущих на себе знак времени, условий производства или, наконец, индивидуального вкуса хозяина. Так современная электроника является непременной принадлежностью и концептуальных, и отделанных под ретро квартир, где картины под старину, стилизованная мебель должны органично сочетаться домашним кинотеатром, сплит системой и другими атрибутами любого современного жилья.
Среди них - построение в пределах общей интерьерной концепции мини-композиций одного стиля внутри другого, где соединяются контрастные фрагменты и комбинации; сопоставление отрицающих друг друга деталей по отдельным признакам ( близость размеров, единство цвета, сходство членений и т. д. ).
Таким образом, в дизайне интерьеров эклектика перестает быть свидетельством неумелости или творческой ограниченности автора, но приобретает новое качество - осмысленного поиска средств художественного синтеза объектов и форм, внешне не подлежащих совместному эстетическому существованию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий